В ХХ веке фигуру Казимира Малевича много раз «перепаковывали» — то как российского авангардиста, то как интернационального реформатора абстракции. Но биография и записи художника упорно возвращают нас в Киев, к украинскому контексту его ранней жизни и к ключевому киевскому периоду в конце 1920-х.
Именно здесь формируется его поздняя философия и преподавательская практика, а сам художник публично озвучивает свои идеи. Работы исследовательницы Татьяны Филевской системно собрали и описали этот срез — от лекций и статей в киевской прессе до писем и архивных документов.
Почему это важно сегодня?
После 2022 года ведущие музеи мира пересмотрели этно-национальную идентификацию художника, прямо фиксируя его рождение в Киеве и украинский контекст жизни и творчества. Это не ребрендинг, а коррекция исторической неточности, возникшей из-за имперского присвоения авангарда.
Пять малоизвестных фактов о Малевиче — через призму Украины
- Факт 1
1928–1930 годы в Киеве — время, когда Малевич преподает в Киевском художественном институте, активно публикуется в журналах "Нова генерація" и "Авангард", публично читает лекции и показывает работы на киевской выставке. Именно этот корпус текстов и выступлений систематизирован в издании Филевской Kazimir Malevich. Kyiv Period, 1928–1930 (укр./англ. редакции). Для многих международных исследователей это стало потерянным пазлом эволюции его супрематизма.
- Факт 2
В зарубежных исследованиях не раз подчеркивается, что крестьянские циклы Малевича и «примитивизм» насыщены именно украинским визуальным опытом — от колористики до светотени степного неба. Эту линию убедительно анализирует Гарвардский украинский научный институт, выводя прямые украинские смыслы из его крестьянских образов.
- Факт 3
В разные годы Малевич по-разному обозначал свою национальность; однако существуют документы и свидетельства, где он фиксирует себя как украинца, в частности в 1930 году во время ареста; вместе с тем в визовых бумагах во Францию указывал польскую национальность. Сегодня ведущие институции официально маркируют его как украинского художника, что точнее соответствует фактам рождения и жизненного пути.
- Факт 4
Татьяна Филевская совместно с коллегами восстановила цикл киевских лекций Малевича (о форме, цвете и супрематическом языке) — это дает возможность буквально «услышать» позднего Малевича как педагога и теоретика, а не только видеть его живопись. Именно здесь проявляется его педагогическая методика — от абстрактных чистых форм до обратного перехода в образ.
- Факт 5
После давления советской системы публичное появление Малевича с выставкой в Киеве 1930 года стало тихим жестом возвращения в пространство, где его понимали и где еще можно было говорить о форме и свободе. Именно киевские тексты и документы этого времени позволяют проследить, как художник балансировал между официальной риторикой и собственной художественной логикой.
Украинский авангард — шире одной фигуры
Последние крупные международные выставки (Лондон, Королевская академия художеств) показывают украинский модернизм как самостоятельную традицию: рядом с Малевичем — Естер, Богомазов, Меллер, Бурлюк. Это помогает вписать Малевича в живую сеть украинских влияний, а не в условный «российский канон».
С 11 сентября байопик «Малевич» режиссера Дарьи Онищенко выходит в широкий украинский прокат. Лента уже представила трейлер и прошла фестивальные премьеры; это первая крупная попытка экранизировать жизненную историю художника через оптику Украины. Если вы давно хотели увидеть Малевича не как «иконичный квадрат», а как живого мыслителя и педагога — это ваш момент.
«Этот фильм — о свободе быть собой. Малевич всю жизнь искал собственный язык и не боялся идти против системы. И именно это делает его таким близким нам сегодня. Мы хотим, чтобы зритель почувствовал: даже когда кажется, что мир вокруг сводится к “черному квадрату”, всегда можно создать свою форму света», — делится продюсер фильма Мари Каэль.
Стоит отметить, возвращение Малевича в украинский контекст — не дань моде, а научно обоснованная коррекция. Для украинцев это означает право говорить о Малевиче своим голосом — опираясь на документы, а не на мифы.
Фото: пресс-служба