Малевич – не российский авангардист. 5 фактов об украинском художнике, которые скрывали годами

Ажнов у ролі Малевича
Почему пора вернуть Казимира Малевича в украинский контекст?

В ХХ веке фигуру Казимира Малевича много раз «перепаковывали» — то как российского авангардиста, то как интернационального реформатора абстракции. Но биография и записи художника упорно возвращают нас в Киев, к украинскому контексту его ранней жизни и к ключевому киевскому периоду в конце 1920-х.

Именно здесь формируется его поздняя философия и преподавательская практика, а сам художник публично озвучивает свои идеи. Работы исследовательницы Татьяны Филевской системно собрали и описали этот срез — от лекций и статей в киевской прессе до писем и архивных документов.

Почему это важно сегодня?

После 2022 года ведущие музеи мира пересмотрели этно-национальную идентификацию художника, прямо фиксируя его рождение в Киеве и украинский контекст жизни и творчества. Это не ребрендинг, а коррекция исторической неточности, возникшей из-за имперского присвоения авангарда.

Пять малоизвестных фактов о Малевиче — через призму Украины

  • Факт 1

1928–1930 годы в Киеве — время, когда Малевич преподает в Киевском художественном институте, активно публикуется в журналах "Нова генерація" и "Авангард", публично читает лекции и показывает работы на киевской выставке. Именно этот корпус текстов и выступлений систематизирован в издании Филевской Kazimir Malevich. Kyiv Period, 1928–1930 (укр./англ. редакции). Для многих международных исследователей это стало потерянным пазлом эволюции его супрематизма.

  • Факт 2

В зарубежных исследованиях не раз подчеркивается, что крестьянские циклы Малевича и «примитивизм» насыщены именно украинским визуальным опытом — от колористики до светотени степного неба. Эту линию убедительно анализирует Гарвардский украинский научный институт, выводя прямые украинские смыслы из его крестьянских образов.

  • Факт 3

В разные годы Малевич по-разному обозначал свою национальность; однако существуют документы и свидетельства, где он фиксирует себя как украинца, в частности в 1930 году во время ареста; вместе с тем в визовых бумагах во Францию указывал польскую национальность. Сегодня ведущие институции официально маркируют его как украинского художника, что точнее соответствует фактам рождения и жизненного пути.

  • Факт 4

Татьяна Филевская совместно с коллегами восстановила цикл киевских лекций Малевича (о форме, цвете и супрематическом языке) — это дает возможность буквально «услышать» позднего Малевича как педагога и теоретика, а не только видеть его живопись. Именно здесь проявляется его педагогическая методика — от абстрактных чистых форм до обратного перехода в образ.

  • Факт 5

После давления советской системы публичное появление Малевича с выставкой в Киеве 1930 года стало тихим жестом возвращения в пространство, где его понимали и где еще можно было говорить о форме и свободе. Именно киевские тексты и документы этого времени позволяют проследить, как художник балансировал между официальной риторикой и собственной художественной логикой.

Украинский авангард — шире одной фигуры

Последние крупные международные выставки (Лондон, Королевская академия художеств) показывают украинский модернизм как самостоятельную традицию: рядом с Малевичем — Естер, Богомазов, Меллер, Бурлюк. Это помогает вписать Малевича в живую сеть украинских влияний, а не в условный «российский канон».

Ажнов у ролі Малевича

С 11 сентября байопик «Малевич» режиссера Дарьи Онищенко выходит в широкий украинский прокат. Лента уже представила трейлер и прошла фестивальные премьеры; это первая крупная попытка экранизировать жизненную историю художника через оптику Украины. Если вы давно хотели увидеть Малевича не как «иконичный квадрат», а как живого мыслителя и педагога — это ваш момент.

Ажнов у ролі Малевича

«Этот фильм — о свободе быть собой. Малевич всю жизнь искал собственный язык и не боялся идти против системы. И именно это делает его таким близким нам сегодня. Мы хотим, чтобы зритель почувствовал: даже когда кажется, что мир вокруг сводится к “черному квадрату”, всегда можно создать свою форму света», — делится продюсер фильма Мари Каэль.

Стоит отметить, возвращение Малевича в украинский контекст — не дань моде, а научно обоснованная коррекция. Для украинцев это означает право говорить о Малевиче своим голосом — опираясь на документы, а не на мифы.

Ажнов у ролі Малевича

Фото: пресс-служба

Читайте также
Финал «Аббатства Даунтон» глазами режиссера: интервью с Саймоном Кертисом для Viva!
Финал «Аббатства Даунтон» глазами режиссера: интервью с Саймоном Кертисом для Viva!
Группа «ДахаБраха» поразила кинематографичным клипом от известного режиссера
Группа «ДахаБраха» поразила кинематографичным клипом от известного режиссера

ДахаБраха
Предыдущий материал
Группа «ДахаБраха» поразила кинематографичным клипом от известного режиссера
Новости партнеров